ул. Ефремова, дом 10, строение 1, корпус 4/8 г. Москва
пн-пт с 10:00 до 19:00

Любая сфера человеческой деятельности, а тем более бизнес-сфера, сопряжена с разного рода конфликтами. В ходе конфликта стороны часто не слышат или не хотят слышать друг друга. Такая ситуация в профессиональной литературе называется коммуникативным провалом.

Медиация как альтернативный внесудебный способ разрешения споров с помощью посредника позволяет восполнить коммуникативные провалы и найти решение, которое устраивает обе стороны. В результате конфликт не только разрешается – он исчерпывается, и стороны выходят из процедуры заинтересованными в исполнении достигнутых договоренностей.

Важную роль в медиации играет посредник (медиатор), который руководит процедурой и помогает сторонам выявить их действительные интересы. Медиатор следит за тем, чтобы диалог сторон был конструктивным, и с помощью вопросов помогает раскрывать важную для дела информацию.

Медиацию может проводить любое совершеннолетнее лицо, имеющее способности к посредничеству, но для того применения этой процедуры после начала судопроизводства необходимо, чтобы ее проводил профессиональный медиатор.

Благодаря наличию в штате профессионального медиатора компания «ДСЛ-Сервис» предоставляет услуги медиации на профессиональной основе.

В чем ключевые преимущества медиации?

Во-первых, эта процедура позволяет разрешить спор согласно интересам сторон, а не в соответствии с имеющимся объемом доказательственной базы. Это может сыграть ключевую роль для сохранения партнерских отношений между сторонами.

Во время процедуры медиации стороны разговаривают и ищут взаимоприемлемый вариант выхода из сложившейся ситуации, а не соревнуются в правовых позициях. Нередко в ходе таких переговоров стороны слышат друг от друга такие аргументы, о которых раньше не знали. В этом и заключается «магия» медиации – с помощью правильно построенной процедуры стороны начинают слышать аргументы друг друга и прислушиваться к ним, а грамотная работа с позициями сторон позволяет прийти к взаимоприемлемому решению.

Разрешение спора в соответствии с интересами сторон позволяет избежать рисков, связанных с последующим неисполнением достигнутых договоренностей. В то время как даже в случае победы в суде истец нередко не может добиться исполнения решения, договоренности, достигнутые в ходе процедуры медиации, исполняются сторонами в подавляющем большинстве случаев.

Во-вторых, медиация позволяет прийти в взаимовыгодному результату довольно быстро по сравнению с судебным разбирательством.

Получить вступившее в законную силу решение в исковом производстве в российских судах ранее одного года со дня обращения в суд на практике вряд ли возможно, особенно если вторая сторона использует все процессуальные возможности для того, чтобы противодействовать этому. Исполнить решение суда еще сложнее. Бывает так, что, получив судебное решение, сторона годами не может получить исполнение по нему, а бывает и так, что никогда.

В отличие от судебной процедуры, медиация позволяет прийти к взаимовыгодному решению в гораздо более сжатые сроки. Обычно это происходит в течение нескольких медиативных сессий, каждая из которых длится в среднем 2-3 часа. При этом стороны сами заинтересованы в исполнении достигнутых договоренностей, так что проблемы с исполнением медиативного соглашения возникают крайне редко.

В-третьих, в отличие от судопроизводства, медиация – не формализованная процедура.

Несмотря на то, что она имеет свой регламент и этапы, за соблюдением которых следит медиатор, стороны не стеснены в том, чтобы при необходимости отойти от оговоренного ими в начале процедуры порядка. Сторонам не нужно беспокоиться о том, что они пропустили какой-то этап – если что-то упущено, медиатор вернется к изучению всех интересующих вопросов с нуля. В конечном счете, здесь важна не форма, а результат. Еще один важный момент – это гибкость самой процедуры. Стороны здесь не соревнуются в представлении доказательств – они выясняют истинные причины конфликта и выявляют интересы, удовлетворение которых исчерпает саму спорную ситуацию. Медиатор им в этом помогает.

При этом стороны общаются в комфортной обстановке, над ними никто не довлеет. Медиатор следит за тем, чтобы этот комфорт поддерживать. Процедура конфиденциальная, так что сторонам не стоит беспокоиться о том, что переданная ими информация затем будет использована против них.

Важно понимание основных принципов медиации:

  1. Добровольность. Стороны сами должны прийти к пониманию, что они хотят разрешить конфликт мирным путем. Если сторона не желает проходить медиацию, процедура не состоится. Необходимо понимать, что добровольность действует также и в отношении медиатора. Если он приходит к выводу, что спор не может быть разрешен в ходе медиации или по каким-либо причинам медиация не может быть продолжена, он имеет право выйти из процедуры.
  2. Равноправие сторон. Всем участникам процедуры даются равные возможности, за чем строго следит медиатор. Это касается всего, начиная с принципов оплаты медиации и заканчивая равным количеством времени, отведенного для выступления сторон в процедуре.
  3. Нейтральность. Медиатор беспристрастен. Он не отдает предпочтений той или иной стороне и не должен быть связан со сторонами какими-либо обязательствами за исключением обязательств, связанных с проведением процедуры медиации. Медиация при наличии конфликта интересов является недопустимой. Доверие к медиатору как к независимому посреднику – это одна из важных составляющих успешности процедуры.
  4. Конфиденциальность. Если стороны не договорились об ином, все, что сказано во время процедуры медиации, не выходит за стены переговорной комнаты. Даже если какая-то из сторон решит использовать сказанное во время медиативной процедуры в суде, другая сторона вправе требовать признания такого доказательства недопустимым. Медиатор также не вправе разглашать информацию, ставшую ему известной в ходе медиации, и обладает свидетельским иммунитетом в гражданском и арбитражном процессе, т.е. не может быть допрошен по обстоятельствам, ставшим ему известными в ходе или в связи с проведением данной процедуры.

Превентивная медиация.

Всегда проще конфликт предотвратить, нежели разбираться с его последствиями. Мы рекомендуем своим клиентам заранее продумывать варианты разрешения потенциальных конфликтов. Наш богатый опыт разрешения бизнес-конфликтов и ведения переговоров позволяет нам просчитывать наперед риски появления спорных ситуаций и предлагать эффективные средства их разрешения своим клиентам.

Поэтому, прежде чем идти в плавание со своими бизнес-партнерами, мы рекомендуем договориться на берегу о том, как вы будете решать проблемы, которые неизбежны при ведении бизнеса. Это позволит вам сэкономить на издержках, которые при этом возникнут.

Превентивная медиация также может быть эффективной не только при создании бизнеса, но и при заключении бизнес-контрактов. Наличие медиативной оговорки в контракте станет залогом того, что, прежде чем обратиться в суд, вы получите возможность обсудить по существу конфликтную ситуацию с помощью профессионального посредника. Это нередко помогает исчерпать конфликт и экономит для партнеров массу времени и ресурсов.

Как оформляется процедура медиации?

Для применения процедуры медиации используются следующие виды соглашений:

  1. Медиативная оговорка. Это условие в договоре, которое обязывает стороны пройти процедуру медиации до того, как обратиться в суд. Без этого суд не станет рассматривать требования по существу.
  2. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в рамках конкретного спора, если стороны пришли к решению о его разрешении с помощью медиации. В данном соглашении прописываются предмет спора, данные о медиаторе, порядок проведения медиации и ее сроки, порядок оплаты и другие важные для сторон нюансы проведения процедуры, в том числе условие о конфиденциальности.
  3. Медиативное соглашение составляется медиатором по итогам проведения процедуры. Оно сродни мировому соглашению, с той лишь разницей, что оно может выходить за рамки конкретного судебного спора и может включать в себя любые важные условия, о которых стороны готовы договориться. Если спор еще не находится в суде, а стороны заинтересованы в получении юрисдикционных гарантий исполнения медиативного соглашения, они могут заверить его нотариально, и в дальнейшем для запуска административной процедуры его исполнения достаточно будет получить исполнительную надпись нотариуса.

Если спор уже находится в суде, сам суд может направить стороны на проведение процедуры медиации по их ходатайству. В этом случае суд откладывает заседание и дает возможность сторонам договориться полюбовно. В случае достижения согласия в ходе медиации та часть медиативного соглашения, которая относится к судебному спору, утверждается судом в качестве мирового соглашения по делу.

Если иск еще не подан в суд, стороны могут сами обратиться к медиатору за разрешением спора. Течение срока исковой давности на время применения процедуры медиации приостанавливается. При этом, если стороны предусмотрели в договоре друг с другом медиативную оговорку, попытку применения этой процедуры они сделать обязаны. Мы рекомендуем включать медиативную оговорку в контракты. Это поможет вам в будущем оптимизировать затраты на разрешение споров и даст возможность применить эффективную процедуру, которая может сэкономить вам значительные ресурсы, а, возможно, и остаться партнерами.

Помните: договариваться всегда выгоднее, чем спорить. Выбирая процедуру медиации, вы вкладываетесь в сохранение партнерских отношений, которые возможно пригодятся вам в будущем, а не в бескомпромиссную борьбу с неизбежным разрывом деловых связей.

Специалист по медиации:

Владимир Румак

Старший юрист. Медиатор

attorney@dslservice.ru

Узнать о политике ценообразования компании «ДСЛ-Сервис»

Пожалуйста, заполните онлайн-форму

Заявка на услугу

Нажимая кнопку «Отправить», я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных