ул. Ефремова, дом 10, строение 1, корпус 4/8 г. Москва
пн-пт с 10:00 до 19:00

Выставка «Евангельские мотивы…» в парке “Патриот”

24 апреля 2022 года в Музейно-выставочном комплексе ВС РФ Министерства обороны РФ (парк «Патриот», Московская область, Одинцовский район, 55 км. Минского шоссе) состоится открытие выставки «Евангельские мотивы и отечественная история в рисунках русских художников рубежа XIX – XX веков».

23.04.2022

Около пятидесяти графических работ классиков русской живописи той эпохи представит куратор выставки – искусствовед и коллекционер Любовь Агафонова. Произведения Константина Маковского, Михаила Нестерова, Виктора Васнецова, Василия Сурикова, Ивана Крамского и других авторов, поступили из собрания Андрея Конькова и коллекции Любови Агафоновой.

Собрание Андрея Конькова, формированием которого около двадцати лет занималась Любовь Агафонова (также подготовившая ее каталог), сегодня фактически представляет собой хрестоматию отечественной духовной и исторической графики конца XIX – начала XX века, по которой можно судить о путях и поисках нового изобразительного языка художниками того времени. Близкое по духу и по содержанию собрание Любови Агафоновой расширяет тему выставки и дает возможность увидеть все грани таланта русских художников. Это собрания цельные, подобранные с увлечением и любовью, счастливо избежавшие приобретений для коллекционерского тщеславия или будущего коммерческого интереса.

Как пишет Любовь Агафонова: «Рубеж XIX и XX веков – время перемен и надвигающихся катастроф – был, возможно, самым плодотворным периодом в русской художественной культуре. Новые объе­динения – спорящие и конкурирующие между собой – от символизма до абстракционизма, поочередно становились властителями дум любителей искусства, не оставаясь в стороне от напряженных философских и нравственных исканий тех лет. Это были поиски надмирного, тех небесных сил, от которых человек всегда ждет помощи и чуда; это была попытка возвращения к истокам, идеализация и романтизация исторических личностей, по сути – взыскание идеального существования, того существования, которого нет в повседневности, но по которому так тоскует душа.

Творческий поиск художников не был обособлен от происходившего в то время в русской литературе и филосо­фии. «Многие выдающиеся деятели русской культуры принимали Христа за Высший Идеал <…> концепция В.С. Соловьёва – концепция всеедин­ства мира, <…> осознание божественного в себе, существующая в нераз­рывной связи с одухотворенной природой, – одна из главенствующих тем в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого», пишет Э.В. Хасанова в книге «Михаил Нестеров, неизвестные страницы творчества». Религия входила в художественную образность как некая мифология с литературной или нравственной подоплекой. В 1880–1890-­е годы ответ на духовные поиски, по словам Д.В. Сарабьянова, «виделся в возвраще­нии к исконно народным, религиозно­-нравственным истокам».
Древнее благочестие, и как его условное «бытовое» проявление – упорядоченная, приверженная традициям боярская жизнь в старорусских интерьерах – вызывали неподдельный интерес у публики.

Значительную роль в этом увлече­нии сыграли открытые несколько ранее Н.И. Подключниковым иконы и росписи Успенского собора Кремля. Коллекционирование предметов старорусского обихода приобрело растущую популярность, наряду с экспозициями передвиж­ников вошли в моду выставки ста­рообрядческих икон. Естественным становится отражение и идеализация прошлого в творчестве художников. Клавдий Лебедев, Николай Клодт – самые яркие представители направления «в поисках Руси». Первый знаменит своими иллюстрациями к книге «Исторические рассказы и повести». На которой выросло не одно поколение читателей. А работы Н.А. Клодта стали подлинной хрестоматией старой русской жизни.

Художники того времени все чаще обращались к графике не только как к подготовительному этапу (быстрому наброску или эскизу), но как к самостоятельному жанру, в том числе к книжной иллю­страции. Разнообразие графических средств и приемов свидетельствует об этом интересе: художники работали сепией, сангиной, углем, тушью, акварелью. Графика – утонченное и камерное искусство, она позволяет ближе познакомиться с особенно­стями стиля художника, увидеть его подчас с неожиданной стороны. По­этому два собрания графических работ, представленные на выставке в Музейно-выставочном комплексе ВС РФ Министерства обороны РФ, интересны еще и этой возможностью близкого знакомства с мастерами «эпохи перемен» столетней давности, и, возможно, добавляют новые оттенки в понимание современности».

Выставка продлится с 24 апреля по 24 июня. Вход на выставку бесплатный.